Школа родителей
Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении детей, имеющих инвалидность, выполняет семья. Родители, у которых есть особые дети, сталкиваются в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем с недостатком знаний, результате чего испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций. Нередко родители, приезжая на социальную реабилитацию, обращаются за помощью к специалистам комплексного центра социального обслуживания «Жарки». В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который, так или иначе, воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее. К сожалению, большинство родителей первые годы не уделяют должного внимания развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители «не вечны».
Проблему «ребенок-инвалид», на мой взгляд, следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны – семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема, как личности, в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения ребенка-инвалида в сложный и противоречивый окружающий мир. Специалисты КГАУ «КЦСО «Жарки» понимают то, что ребенок, имеющий инвалидность – полноправный член общества, он может быть таким же способным и талантливым, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Особое внимание в Центре уделяется работе с родителями. Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребёнком малоэффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются новые методики, приёмы семейно-групповой работы. Одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к специалистам КЦСО «Жарки» – это нехватка знаний, умений, навыков организации социальной реабилитации ребёнка-инвалида в домашних условиях.
В комплексном Центре ежесезонно работает «Школа родителей», целью которой является повышение уровня родительской компетенции в формировании приёмов организации социальной реабилитации ребёнка в домашних условиях.
Каждый заезд темы консультаций разные. Всё зависит от заявки родителей. Каждый специалист предлагает 15 тем на выбор. За родителем оставляем право предложить свою тему. Есть колонка «Задайте вопрос специалисту». Исходя из этого, строим работу «Школы». За период прохождения социальной реабилитации в заезде каждый специалист проводит по 6 консультаций. В среднем за период пребывания в «Центре» сопровождающее лицо может посетить школу 24 раза.
Целевая группа: родители детей с патологией опорно-двигательного аппарата, сочетанными с другими заболеваниями.
Форма проведения: практикум с использованием информационных, здоровьесберегающих технологий, элементов песочной терапии, музыкотерапии, предметно-практической деятельности, и т.д. (консультации ведёт как один специалист, так и используется расширенное консультирование, где все специалисты принимают участие).
Программа «Школы родителей» разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи с учётом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, так и возможностей и потребностей семьи. Обучение в «Школе родителей» проводится с учётом сохранных функций у ребёнка и представляет собой четкий план, схему совместных действий родителей и специалистов по развитию, оздоровлению, социальной адаптации. Каждый день специалисты ставят цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. В ходе работы «Школы родителей» специалистами осуществляется мониторинг обученности сопровождающих и степень приобретения ими навыков для домашней реабилитации. Если возникают трудности, то специалист содействует разрешению проблемы. Мы стремимся к идеальному типу совместной деятельности родителей и специалистов – партнёрству.
Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга.
Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей:
ü регулярный контакт (посещение консультаций у всех специалистов);
ü акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;
ü использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
ü привлечение к работе не только родителей, но и детей;
ü внимание к потребностям не только ребенка, но и сопровождающего лица;
ü организация групп поддержки (обычно такая группа включает разных специалистов: социальный педагог, психолог, логопед-дефектолог, инструктор ЛФК, массажист).
Все это будет работать на результат развития ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
По окончании работы «Школы родителей» слушателям выдаются буклеты по домашней реабилитации ребёнка.
Основные направления работы «Школы родителей» [1 с.6-8]
Образовательное направление осуществляется с целью формирования у родителей (сопровождающих лиц) адекватного восприятия ребенка, принятия его особенностей, темпа и своеобразия развития. В программу включены темы:
ü Современные методы коррекционно-развивающего подхода (традиционные и нетрадиционные) содействия абилитации ребенка в домашних условиях;
ü Принципы составления и этапы реализации индивидуальных коррекционных программ;
ü Система коррекционно-развивающей работы с учетом тяжести дефекта здоровья.
Психологическое направление осуществляется с целью снижения уровня психоэмоционального напряжения, формирования позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Реализуется методами современного психологического консультирования и психологической помощи.
Социально-тренинговое направление реализуется для обучения родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных ситуациях и отношениях, выработки коммуникативно-компетентных навыков в различных ситуациях.
Медицинское направление реализуется для обучения родителей элементарной технике массажа, консультирование сопровождающих лиц по лечебной физкультуре (упражнения при сколиозе, плоскостопии).
Интеграционное направление реализуется с целью общественной самореализации родителей, изменения отношения к ним в обществе.
Приобретенные родителями знания, умения и навыки в формировании приёмов организации социальной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, способствуют более успешной интеграции их детей в общество здоровых сверстников, помогают ребенку-инвалиду почувствовать себя полноправным членом общества, способным и талантливым. И дают, конечно же, незабываемые для родителей чувства радости и гордости за достижения своего ребенка.