30 января 2019 - admin2

КЛУБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «ГАРМОНИЯ»

 

Хомыженко Л.Ю., педагог-психолог

 

  Появление в семье ребенка с выраженными нарушениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Специалисты, работающие с семьей «особого» ребенка, знают, что инвалидность сына или дочери воспринимается родителями как личная трагедия. Семья живет в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием ребенка? Можно ли его вылечить?» и т.п. Понимание того, что процесс лечения и специального обучения будет длительным, приходит не сразу. Осознание этого факта — сильнейший стресс для родителей и других членов семьи, который нередко проявляется в изоляции семьи от общества. В нашем центре мы организовали клуб психологической разгрузки «Гармония». Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник, способствующих снижению эмоционального и мышечного напряжения. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения. На своих занятиях мы знакомим родителей с разными методами снятия психоэмоционального напряжения.

  Цель работы данного клуба: снизить уровень стресса, гармонизировать психоэмоциональное состояние, сформировать положительные установки в сознании родителей. Занятия клуба проходят в форме тренинга.

  Тренинг состоит из 5 занятий длительностью до 1 часа.

  Каждое занятие имеет пять блоков работы:

1.            Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия

2.            Разминка: используются специальные  игры и упражнения для снятия эмоциональной напряженности участниками группы и способствующие их физическому раскрепощению, сокращению эмоциональной дистанции, пониманию невербального поведения и выражению своих чувств с помощью мимики и жестов.

3.            Основная часть: представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач тренинга.

4.            Рефлексия занятия предполагает оценку участниками группы своего эмоционального состояния «здесь и теперь» и полученной в ходе занятия информации.

5.            Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. [1 c. 3]

  На первом занятии клуба психологической разгрузки я знакомлю родителей друг с другом и  целеполаганием  клуба. В начале работы родители всегда скованны, «закрыты», с трудом включаются в работу. Поэтому важным моментом является разогрев, который включает знакомство с участниками группы. Цель данного этапа работы — познакомить всех друг с другом, дать освоиться в новой ситуации, сплотить группу, заинтересовать участников.

  На втором занятии клуба, родители знакомятся с методом смехотерапии: провожу с родителями шутливые тесты, смотрим смешное видео, родители участвуют в смешной сценке, танцуем под весёлую музыку. Использование ритмичного танца и современных танцевальных мелодий помогает снятию напряжения и эмоциональных  зажимов.

  На третьем занятии родители знакомятся с приемами Арт-терапии, наиболее  значимые рисуют. Темы для рисования бывают разные: «Счастье», «Мой внутренний мир» и др. После рисования родители делятся своими мыслями, рефлексируют.

  На четвертом занятии клуба по теме: «Цветотерапия» родители знакомятся с данным методом. Выясняют, что означает каждый  цвет и как он влияет на человека. Невольно происходит понимание выбора нравившегося цвета.

  На последнем занятии клуба «Гармония» родители знакомятся с методом аффирмации (позитивными установками  и позитивным мышлением).

  Чтобы активизировать группу родителей, подготовить ее к совместной работе, на каждом занятии  используются такие разогревающие упражнения, как «Передача ритма по кругу», «Поменяйтесь местами те, у кого...», «Привет», и др. В каждое занятие включаю релаксационные упражнения, направленные на снижение напряжения и оптимизацию функционального состояния. Такие упражнения проводим, используя классическую музыку, звуки природы, или читаем под музыку текст, воздействуя на образное восприятие. На занятиях активно применяю методы ароматерапии и музыкотерапии. Музыка лечит душу: спокойная и мелодичная, она помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы; бодрая и ритмичная поднимет тонус, улучшит настроение. Она снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти. Мелодии, приятные для человека, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, увеличивают активность белых кровяных шариков. На занятиях используется специальная медитационная музыка, в которой звучат голоса птиц, шум леса, звуки дождя, родниковой воды. Под отрывки из музыкальных произведений читается текст, который позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения. Родители с удовольствием поют караоке. Пение способствует снятию внутреннего психологического дискомфорта у родителей, развитию чувства свободы и чувства самоактуализации. Одновременно совместное пение способствует развитию чувства сплочённости, поддержки и эмпатии.

 

  На протяжении всего цикла занятий интересно было наблюдать, как менялась атмосфера в группе, как исчезали настороженность и «зажатость» участников тренинга, как от встречи к встрече они становились более открытыми и естественными, на лицах все чаще появлялась улыбка. Можно отметить, что занятия психологическтй разгрузки  способствуют: восстановлению сил; психическому и физическому расслаблению, улучшению самочувствия, снятию напряжения, усталости, спокойствию и уверенности, осознанию собственной индивидуальности, повышению самооценки у участников клуба, что положительно влияет на их взаимоотношение с детьми и окружающими.

 
Список литературы:

1.            Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог Ляш АИ. ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения.