ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ

9 января 2024 - Администратор

  Ключевые слова и фразы: ребенок-инвалид; детская личность; инвалидность; инвалид.
Аннотация: Проблема «ребенок-инвалид» носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования ребенка. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, но и в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит расти и жить, и общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с позиции жалости к некоему явлению вне самого общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества.
К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении детей-инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни.
Безусловно, это еще раз доказывает, насколько актуальны проблемы детей-инвалидов и насколько необходима их разработка в теоретическом и практических аспектах. Подавляющее большинство нуждаются в медицинской помощи и в социальном обслуживании.
В настоящее время инвалидность является одним из важных показателей социально неблагополучного населения, этот показатель отражает социальную зрелость, экономическое состояние, нравственную полноценность общества.
Как известно, число детей-инвалидов с каждым годом увеличивается.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Заболевания, несомненно, оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Проблемы детской инвалидности и проблемы семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, особенно актуальны в наши дни.
Семья с ребенком-инвалидом имеет низкие адаптационные способности, она уязвима со стороны материального благосостояния, состояния здоровья, внутрисемейного психологического климата.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье - заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость - показатель нездоровья) и «больной - инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.
Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью, родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в руге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу; непонимание со стороны собственной семьи; напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем; уходом одного из родителей из семьи; неприятие отдельными родителями детей инвалидов.
К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.
Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера. Эти проблемы связанны с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д.
Социально-бытовые проблемы.
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.
Экономические проблемы, поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.
Очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная.
Проблема образования больного ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.
Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к обучению детей на дому. По отношению к таким детям у учителей часто наблюдается отсутствие толерантности, что нередко становится причиной конфликтов между ними.
Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида: повышение своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом; смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка; формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка; трудности с проведением досуга ребёнка.
По-прежнему остается проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости.
Не менее важной является проблема, связанная с формированием негативного общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.). Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качество, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.
Итак, социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; – это несоответствие возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности.
Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке.
Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить с помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
- Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;
- Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей;
- Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Таким образом, цель реабилитации детей инвалидов - содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Литература
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ
2.Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 2 августа 1995г. № 166-ФЗ.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181 - ФЗ.
4. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ.
5. Гришина Л. П. Актуальные проблемы инвалидов в Российской Федерации: Научно - методическое пособие / Л.П. Гришина. - М.: Гос НИИ семьи и воспитания, -2005. – 145с.
6. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей- инвалидов / Л.К. Грачев - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2002. – 58с.
7. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. / И.А. Григорьева - М.: 1998. - 258с.
8. Дементьева Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан / Дементьева Н.Ф. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. -272с.
9. Дементьева Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н.Ф. Дементьева, Н.А. Холопенко, Э.В. Устинова// - М.: АКАДЕМИЯ , 2005. - 108с.
10. Добровольская Т.А. Социальные проблемы инвалидности / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина, Н.А. Демидов// - М.: Социологические исследования. 2005. - 67с.
11.Зайнышева И.Г. Технологии социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Зайнышева – М.: Гуманитарный издательский центр « ВЛАДОС», 2002. - 240с.
12. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире / В.А. Иванов - М.: Н. Новгород, 1996.- 107с.
13. К независимой жизни. Пособие для инвалидов // - М.: Издательство РООИ Перспектива. 2000. - 272с.
14. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики / Е.Н. Ким - М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 405с.
15. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения / Е.Е. Мачульская - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М.), 2001.-252с.
16. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы / П.Д. Павленок - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 205с
17. Павленок П.Д. Основы социальной политики / П.Д. Павленок - М.: Издательство ИНФРА, 1997. - 108с.
18. Павленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок - М.: Издательство ИНФРА, 2004. - 367с.
19. Пинкус А. Практика социальной работы / А. Пинкус, А. Минахина М.: Союз, 1993. - 243с.