Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

9 января 2024 - Администратор

  Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества.
Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сфор-мирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.
Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не счи-тают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей.
Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совер-шенствование системы социальной помощи и поддержки. Существует ряд проблем, за-ключающихся:
в отсутствии достаточной информированности детей о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются;
отсутствии у детей навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школь-ной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инва-лидность и научиться общению с ними;
дефиците методических разработок в этой области.
С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверст-никами и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными воз-можностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, ме-шающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внеш-нему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у детей возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образова-тельном учреждении:
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможно-стями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превра-щать свои недостатки в достоинства;
изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными воз-можностями здоровья.
Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание де-тей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразователь-ной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готов-ность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участни-ков деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формиру-ет огромный потенциал в развитии общества в целом.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих откло-нения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведе-ния, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
сочинения, защита исследовательских работ,
конкурсы рисунков, стихов,
социальные акции, концерты, праздники и др.
Для развития у детей готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отноше-ния к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и инте-рактивного обучения и воспитания:
§ тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,
§ моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,
§ досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.
Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучаю-щихся в просоциальной среде: образовательного учреждения, где дети с ограниченны-ми возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и само-стоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убежде-ниями.
Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного дей-ствия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодейст-вия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающе-гося с представителями различных социальных субъектов за пределами образователь-ного учреждения, в открытой общественной среде.
Дети с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, по-этому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей.
Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, воз-растом детей, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью педагога. Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происхо-дит воспитание качества и в которой живет ребенок.
Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от органи-зации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образова-тельной и социальной среде.
Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у моло-дежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке сужде-ний, основанных на моральных ценностях.